Оцифровка маркетплейсов

Зачем селлеру считать разные виды прибыли и как это влияет на бизнес

Компания с высокими объемами продаж может столкнуться с нехваткой свободных средств для расширения ассортимента или обновления оборудования. Возможно, оно даже не достигло уровня безубыточности. Для оценки эффективности бизнеса важно уметь рассчитывать и анализировать различные виды прибыли. Давайте разберёмся.

Чтобы получить полное представление о работе бизнеса и выявить возможные области для сокращения затрат, экономисты выделяют четыре ключевых вида прибыли:

1. Маржинальная;
2. Валовая;
3. Операционная;
4. Чистая.

Если вы планируете привлечение инвесторов, они обязательно потребуют все четыре показателя для оценки перспективности своих вложений.
Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль представляет собой выручку от продажи товара за вычетом затрат на его производство или закупку, а также предпродажную подготовку. Эти затраты могут варьироваться от месяца к месяцу.

Формула расчета:

Маржинальная прибыль = Выручка - Прямые переменные расходы

Маржинальную прибыль рассчитывают для понимания, какие затраты может позволить себе компания для поддержания рентабельности. На основе этого принимаются управленческие решения. Лучше всего анализировать этот показатель в динамике: если маржинальная прибыль растёт, бизнес развивается успешно; если снижается — необходимо срочно принимать меры для предотвращения серьезных убытков.

Валовая прибыль

Валовая прибыль — это разница между доходом от продажи товара и его себестоимостью. Себестоимость включает как постоянные, так и переменные затраты: аренду, зарплаты, расходы на производство, упаковку и хранение.

Формула расчета:

Валовая прибыль = Выручка - Прямые переменные расходы - Прямые постоянные расходы

Расчет валовой прибыли позволяет оценить, насколько эффективно используются ресурсы для производства или закупки товара и его подготовки к продаже. Это также помогает прогнозировать окупаемость товара, оптимизировать бюджет и при необходимости корректировать ценообразование.

Операционная прибыль

Операционная прибыль — это прибыль от основной деятельности компании. Важно выделять этот показатель, так как компания может получать доходы и из других источников, таких как проценты по депозитам или дивиденды. Чтобы понять, насколько рентабельна основная деятельность, внереализационные доходы следует исключить из расчетов.

Формула расчета:

Операционная прибыль = Выручка - Операционные расходы (производственные, коммерческие, административные)

Этот показатель позволяет увидеть, как компания управляет своей операционной деятельностью и насколько она финансово устойчива. Частой ошибкой является неполное отображение всех операционных расходов и их изменений.

Чистая прибыль

Чистая прибыль — это конечный результат финансовой деятельности бизнеса. Это то, что остается от выручки после вычета всех расходов, включая налоги и платежи по кредитам.

Формула расчета:

Чистая прибыль = Выручка - Операционные расходы (производственные, коммерческие, административные) - Налоги и кредитные платежи

Этот показатель наиболее наглядно демонстрирует эффективность ведения бизнеса. Отрицательное или нулевое значение на начальном этапе может быть нормальным, но если улучшений не наблюдается, необходимо искать причины и рассматривать возможности оптимизации расходов.
Для анализа финансового состояния бизнеса важно учитывать все четыре показателя. Например, чистая прибыль может быть нулевой, но валовая прибыль покажет, что компания преодолела точку безубыточности — это уже хороший знак.

Кроме того, по каждому виду прибыли рекомендуется рассчитывать рентабельность для оценки эффективности и понимания проблемных областей вашего бизнеса. Например, низкая рентабельность валовой прибыли может указывать на высокую долю себестоимости, которая требует внимания.
Рентабельность по каждому виду прибыли можно посчитать по формуле:

Рентабельность=Величина прибыли/ Выручка х 100%

Все финансовые показатели взаимозависимы, и изменения в одном из них неизбежно отразятся на итоговой чистой прибыли.

Даже при наличии бухгалтера в команде, предпринимателю необходимо следить за динамикой показателей прибыли для своевременного принятия эффективных управленческих решений. Если учет финансов и складских запасов автоматизирован, то получение информации по различным показателям, как по всему бизнесу, так и по отдельным товарам, становится значительно проще. На маркетплейсах эти данные можно найти в разделе "Аналитика".

Как часто вы отслеживаете показатели прибыли и рентабельности? Используете ли для этого специализированные сервисы? Давайте обсудим это в комментариях.

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ОН-ЛАЙН ЭКСКУРСИЮ: @smenik_assist

Узнать подробнее о сервисе оцифровки MPfact можно тут: MPfact
Made on
Tilda