Частая проблема селлеров - это грамотное планирование поставок. Всегда задаюсь вопросом, сколько нужно купить товара, чтобы его хватило и чтобы не было слишком много. Ведь заморозить деньги в товаре - это неприятная история, но и упустить выручку из-за дефицита тоже не хотелось бы.
Для грамотного планирования поставок, нам потребуется определиться с такими показателями:
- Средние продажи в день - иногда разумнее брать не продажи, а заказы - если выкупаемость у товара низкая
- Текущий товарный остаток - это наша главная точка отсчета.
- Коэффициент сезонности - на него необходимо делать поправку средних продаж/заказов
- Производственный цикл - сколько дней пройдет от заказ до поступления в продажу
- Страховой запас для каждой из категорий по объему спроса и по его вариациям
Существует коэффициент вариации спроса, который помогает определять, насколько устойчив спрос на тот или иной товар.
Чем коэффициент ниже, тем проще прогнозировать закупки, так как вы точно знаете, что этот товар покупают 5 штук в день и при производственном цикле в 30 дней, становится несложно рассчитать, сколько единиц товара требуется на подсорт каждые 30 дней. Умножаем 5 на 30 и получаем 150 штук. Для таких товаров, как правило не нужен большой страховой запас, можно заложить 5-7% сверху.
Чем коэффициент ниже, тем проще прогнозировать закупки, так как вы точно знаете, что этот товар покупают 5 штук в день и при производственном цикле в 30 дней, становится несложно рассчитать, сколько единиц товара требуется на подсорт каждые 30 дней. Умножаем 5 на 30 и получаем 150 штук. Для таких товаров, как правило не нужен большой страховой запас, можно заложить 5-7% сверху.
Но есть и противоположность. Товары, которые "штормит" - сегодня их заказывают 20 штук, завтра 10 штук, послезавтра 35 штук. Такие товары крайне тяжело прогнозировать, но тем не менее - это может быть прекрасный товар, который приносит хорошую прибыль и имеет хорошую доходность. Для таких товаров часто берут в расчет не средние дневные продажи, а максимальные дневные продажи.
Совет! Посчитайте коэффициент вариации спроса и объем продаж в штуках, тех товаров, которые вы хотите оставить в матрице. Таким образом вы получите ABC - анализ в штуках и XYZ - анализ по коэффициентам спроса. А дальше вам необходимо построить матрицу ABCXYZ и уже на основании этой матрицы собирать план закупок.
А также не лишним будет завести себе план движения товаров. Но об этом поговорим в следующий раз.
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ОН-ЛАЙН ЭКСКУРСИЮ: @smenik_assist
Узнать подробнее о сервисе оцифровки MPfact можно тут: MPfact